наверх

02010304

Основные тезисы со встречи о сибирских татарах с этнографом Наилей Галеевой
24 декабря 2017 года

Диалог с этнографом из Салехарда Наилей Галеевой. О татарах Сибири, о сибирских татарах.

Наиля уроженка деревни Тайчи, Тевризского района Омской области. Едет в гости в деревню. ТКЦ "Заман" воспользовался такой возможностью и пригласил ее на встречу в Центральной городской библиотеке Омска на Бульваре Победы, 4.

 

Диалог с этнографом из Салехарда Наилей Галеевой. О татарах Сибири, о сибирских татарах.

Наиля уроженка деревни Тайчи, Тевризского района Омской области. Едет в гости в деревню. ТКЦ "Заман" воспользовался такой возможностью и пригласил ее на встречу в Центральной городской библиотеке Омска на Бульваре Победы, 4.

Этнографией люди занимаются на собственном энтузиазме. Этнографию нельзя назвать выгодной в материальном плане профессией. Конечно, можно выиграть гранты на реализацию своей научной темы. Но в последние годы они чаще выделяются на изучение малочисленных народов (Чукотки, Ямала). Для изучения сибирских татар деньги не выделяются вообще или выделяются в очень маленьких объемах. По результатам работ, свои труды и статьи нужно публиковать в газетах. За публикацию с этнографов просят деньги.

 

Основные тезисы, которые были озвучены:

- Был такой эпизод на Х международной конференции «Сибирские чтения». Я была единственным человеком который рассказывал о сибирских татарах. В начале выступления меня модераторы попросили подробнее рассказать о сибирских татарах. Они не владели информацией о таком народе;

- Селькупы делятся на северных и южных, северные живут на Ямале, а южные в Томской, Новосибирской области и небольшая часть в Тюменской области. Они имеют довольно много общего с сибирскими татарами. Имеется связь с обрядами.

- у ненцев есть деликатес под названием айбат (по татарски это "хорошо");

- в деревне Тайчи был обнаружен 50-55 кг камень. Я сама его в детстве видела в детстве. Легенд в деревне очень много о происхождении камня. Основная версия, это осколок метеорита. Таких дождевые камни встречаются и в других деревнях в нашей стране. Благодаря назойливым этнографам, один из местных жителей устал отвечать на одни и те же вопросы, начал придумывать разные истории и величина камня "выросла" до 300 кг! Не удивлюсь, если скоро начнут рассказывать, что камень был красного или синего цвета.

- баиты повествуют об исторических и социально-бытовых событиях. Баиты хранятся в деревенских книгах. Многие книги на рабском языке были захоронены с телами дедушек и бабушек, которые в роду были последними людьми, кто владел арабским языком;

- о сибирских татарах и татарах Сибири. Известно, что было несколько волн переселений татар с Поволжья в Сибирь. Местные сибирские татары видели разницу в менталитете, в языке, но все равно воспринимали казанских татар как близкий народ, всячески помогали с обустройством быта в Сибири. Есть бабушка, которая является потомком казанских татар и когда я у нее спрашиваю а кем вы считаете себя, то она говорит о своей принадлежности к сибирским татарам. Поскольку родилась и выросла здесь и уже является частью этноса сибирских татар;

- на севере Омской области много заброшенных деревянных мечетей (Тайчи и Байбы Тевризского района). У местных не поднимаются руки разобрать эти строения. Финансирования на реконструкцию нет;

- нужно чаще общаться со своими бабушками и дедушками. Они уходят владея большим объемом информации; - сибирские татары не сажают возле дома березы. Каен - береза. Кайгы- беда, скорбь. Созвучность слов дало о себе знать. В почете у татар осина;

- сибирские татары дружны. Если кто-то умирает. Даже если у покойного нет родственников, все взрослое татарское мужское население бросает всю работу и идет на зират (кладбище) для организации похорон;

- Наиля провела много этнографических экспедиций в деревня и села Усть-Ишимского и родного Тевризского района;

- дом купцов Айтыкиных в городе Таре на улице Нерпинской: дом нужно реконструировать, в этом коллегу Наилю поддержал Руслан Уразалеев. Нужно постараться сделать музей сибирских татар. Понять как он будет функционировать и финансироваться после реконструкции здания.

- Томилов Николай Аркадьевич (Директор Омского филиала, главный научный сотрудник, доктор исторических наук, профессор) в основном плотно занимался изучением сибирских татар Большереченского района.

 

Наиля четвертый год является членом правления местной татарской национально-культурной автономии Ватан города Салехарда. В городе есть проблемы со знанием татарского языка среди рожденных в городе. Большинство татар Салехарда выходцы из Омска, Тюмени, Тобольска и других нескольких городов. Мы проводим благотворительные мероприятия для малообеспеченных, для ветеранов. Напутствие татарской молодежи: не теряйте нить со своим народом! Храните то, что вам дали ваши родители. Старайтесь изучать, интересоваться историей своего народа! Сохранить это все.

Встреча с этнографом из Салехарда Наилей Галеевой