наверх

02010304

Татары: узнаем о жизни, стереотипах и быте одной из самых больших народностей России.
12 апреля 2019 года

Говорят, поскреби русского — найдешь татарина. Два этноса, живущие плечом к плечу с давних времен, успели и повоевать, и породниться, и обзавестись общей историей, и позаимствовать множество слов и традиций. Сегодняшний материал посвящён татарам.

Татары Омска

История

Татары — это тюркский этнос, состоящий из множества субэтносов, где одним из крупнейших являются сибирские татары. На территории Сибири они проживают со времён Сибирского ханства. Селения сибирских татар были расположены в Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах Омской области. Сейчас татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. О татарах, их традициях и стереотипах с корреспондентом NGS55.RU Александром Зубовым побеседовал сопредседатель совета региональной татарской национально-культурной автономии Омской области «Маданият» Камиль Сайфулин. 

 Себиляково Омская  татары Тарский

 Село Себиляково, 1970–75 годы. Часть села исчезла после подмыва берега Иртышом в середине 1980-х. Фото: vk.com/taralar

Уленекуль Омская область Татары

Дети села Уленкуль Большереченского района.

По словам Камиля, сейчас в Омской области проживает свыше 42 тысяч татар. Это примерно 2% от всего населения.

— История татар Омской области начинается в Таре. Раньше Омск отставал по развитию от Тары. Ведь Тара находилась на Московском тракте. Все изменила железная дорога. Если бы она прошла севернее, то, скорее всего, это Тара была бы городом-миллионником, — начал рассказ Камиль.

Базарная площадь, город Тара. 1913 год

Базарная площадь Тары, 1913 год Фото: taragorod.ru

Он добавил, что в Таре жило много потомков купцов-бухарцев, приехавших в Россию из Узбекистана торговать и решивших осесть в Сибири. Среди всех купцов особенно выделяется семья Айтыкиных — тарские купцы 1-й и 2-й гильдий.

Айтыкины

 Айтыкины Фото: taragorod.ru

Родоначальник династии основал бухарскую слободу в Таре. Его дети Нияз и Кармышак вошли в тарское купечество, а в 1827–1828 годах открыли короткий путь от Омска до Коканда.

Жилой дом купца Айтыкина, Тара

 Жилой дом купца Айтыкина, Тара Фото: vk.com/taralar

Их наследники торговали в Кяхте, Верном, Павлодаре, Семипалатинске, производили кожи, стекло, сукно, входили в «Ирбитское пароходство», владели пароходами «Работник» и «Тара», устраивали зимний путь от Ирбита до Томска. Потомки Айтыкина торговали хлебом, конским волосом и другими товарами в Таре и на Ирбитской ярмарке вплоть до 1917 года. Торговцы из Бухары смешивались с сибирскими татарами, образовывая семьи.

Пароход Айтыкиных

Пароход Айтыкиных.

В Омской области также есть около двух десятков деревень, в которых население всегда было преимущественно татарским. В Большереченском районе — Уленкуль, Черналы, Тусказань, Чебаклы, в Тевризском районе — Утузы, Тайчи, Ташетканы, Байбы, Кускуны, Тавинск. Большинство из них находится на севере Омской области.

Хусаин Шихов, Апакай Бурганов, Хайрулла Ахметов, Шаяхсаллям Шихов из Уленкуля

Хусаин Шихов, Апакай Бурганов, Хайрулла Ахметов, Шаяхсаллям Шихов из Уленкуля

Купец Хамза Аппасович Иноятов и супруга Сахида. Фото начала XX века

Купец Хамза Аппасович Иноятов и супруга Сахида. Фото начала XX века

 Как рассказал Камиль Сайфулин, жители именно этих сел сейчас являются хранителями татарской культуры.

— В городе люди часто забывают о корнях. Этому способствует глобализация и массовая культура. Народные традиции сохраняются в селах и деревнях, где старики прививают их молодым, — объяснил он.

Ученики и учителя в магометанском училище Тары

Ученики и учителя в магометанском училище Тары

 По словам Камиля, в деревнях постройки русских и татар почти не отличаются. При этом если в русских деревнях церкви в основном каменные, то мечети — старинные и деревянные.

Мечеть «Алимбай» в Усть-Ишиме

Мечеть "Алимбай" в Усть-Ишиме. Фото: Сайфулин Камиль.

Мечеть в деревне Черталы, Муромцевский район. Вид изнутри

 Мечеть в деревне Черталы, Муромцевский район. Вид изнутри Фото: Камиль Сайфулин

 Камиль объяснил, что мечетью можно сделать практически любой дом. Во внешний вид здания вносятся некоторые изменения, чтобы было понятно, что это мечеть. Главное — надстроить минарет, то есть башню, с которой читается молитва.