Люди доброй воли. Омичку-волонтёра наградили в ООН
29 марта 2018 года
Добровольческой деятельностью омичка Ляля Алимова стала заниматься 30 лет назад.
За личный вклад в развитие движения и в честь Международного года добровольцев, который был объявлен Организацией Объединённых Наций в 2001 году, её наградили дипломом. 2018-й - вновь Год добровольца (волонтёра), на этот раз уже в нашей стране.
Но Ляля Измайловна занимается этой деятельностью не из-за наград, а по велению души. Вот и сейчас встретились мы с ней на подведении итогов «Благотворительных сезонов» 2017 года. О добровольческой деятельности - наш разговор с Лялей Алимовой.
Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Ляля Измайловна, вы много лет помогаете другим. Чем, на ваш взгляд, отличаются нынешние добровольцы от прежних?
Ляля Алимова: Ничем не отличаются. Правда, у нас это было на общественных началах, а сейчас государство заинтересовано в том, чтобы были такие люди. Я это замечаю. Городские и областные учреждения открыты для них, этими людьми занимаются, им больше внимания уделяется. Мне не очень нравится слово «волонтёр», мы, когда начинали много лет назад, не задумывались, как нас назовут, но слово «добровольцы» - очень хорошее. Это значит, что объединяются люди доброй воли и доброй души.
- А как это добро в себе воспитать? Откуда оно берётся?
- Добро либо есть, либо нет. Если в семье всё по-доброму, то и к людям будешь относиться хорошо. Когда я ходила со своими концертами по социальным центрам, выступала перед пенсионерами, инвалидами в колясках, перед глухими, слепыми, было больно. Но они смотрели на меня с таким интересам, хлопали от души. Я каждому уделяла внимание, общалась и пела. Говорила им: «Милые мои, ведь я прихожу к вам одна, с одним сердцем, одной душой. Вас 25 человек, я от каждого получаю больше, чем отдаю».
- Расскажите, с чего начали свой путь в добровольчестве? Вы ведь запели не с самой юности…
- В юности пела в школе, во дворе. Однажды, услышав мой голос, позвали меня с собой артисты из театра Казани, но уже была семья, дети. Да и не имелось тогда такой возможности, как сейчас - поехал на шоу и стал звездой. Я брала высокие ноты: хвалили, говорили, что у меня бельканто.
Вновь запела в 65 лет. В тот год дали мне как общественнице и в связи с юбилеем путёвку в санаторий-профилакторий для ветеранов войны и труда на две недели, с конца апреля по 13 мая. Как раз на все праздники. И меня поразило вот что: там отдыхали люди тех лет, того нашего государства СССР, где был праздник 1 Мая. И никто из руководства не поздравил нас, хоть бы слово сказали! Мы отдыхали с Мэри Аветисян из армянского культурного центра, я у неё спрашиваю: «Мэри, а у нас что, праздника нет?» А на обеде встала и объявила: «Давайте сами сделаем концерт, своими силами». Несколько человек поддержали. 9 Мая нас тоже не поздравили, хотя отдыхали у нас и фронтовики. Меня это возмутило!
- И вам удалось организовать концерт?
- Да, в столовой было пианино, Мэри играла, я пела. Кто-то читал стихи, кто-то рассказывал истории из жизни. Все были довольны - праздник удался. Мы стали частыми гостями социальных центров, которые курируют старшее поколение. Первый концерт дали в «Пенатах», потом «Вдохновение», «Любава», «Рябинушка» и так далее. Я сохранила все программы выступлений, все записки. Потом Мэри перестала ездить, компанию мне составила внучка Наиля. Отвлекали стариков от грустных мыслей, делились воспоминаниями, пела русские романсы, татарские песни. И эта моя деятельность обрела название - добровольчество. Меня сейчас называют почётным добровольцем Омской области.
- Только со старшим поколением встречались?
- Бывали в школах, колледжах и институтах. Внучка под татарскую мелодию импровизировала, танцевала. Как-то в школе к нам подошли мальчики, спросили, когда мы ещё приедем. И этот вопрос мне задавали после каждого концерта.
Однажды в социальном центре «Любава» меня попросили провести экскурсию по городу для ребят 3-6 клаcсов, по своему усмотрению, по своему маршруту. Там дети особенные, из трудных семей. И так им понравилось! Они и не знали, что где находится. Я не учитель, но слушали меня с большим вниманием и задавали вопросы.
- Вы говорите о доброте, которая идёт из семьи. Расскажите о своей. У вас такое имя необычное…
- Имя Ляля означает «фиалка», моих сестёр зовут Роза и Лилия. Такие имена нам дали родители, но растила одна мама. Последний раз я видела своего отца 7 июля 1941 года. Он ушёл на фронт и не вернулся. 23 сентября пришло последнее письмо. Считается, что пропал без вести, и до сих пор нам неизвестно, что с ним стало, где погиб, где похоронен. Знаем только, что служил в артиллерийском полку.
Я помню, как мы провожали отца на сборный пункт, который тогда находился на месте нынешнего сквера им. 30-летия ВЛКСМ, напротив университета путей сообщения. Там располагался товарный двор железнодорожной ветки, что шла в город. Поэтому мне очень хочется, чтобы в этом сквере был установлен памятный знак. С 2012 года я веду переписку с чиновниками, ректором ОмГУПС. Ходила в университет, обращалась в музей вуза, но оказалось, не все знают об этой ветке, об этом товарном дворе. Семьям, которым приходили похоронки, которые смогли отыскать потом места захоронений, есть куда поехать и поклониться, для нас же это было бы местом памяти. Думаю, нам тоже помогут добровольцы - с проектом, подготовкой места. Кстати, во время войны в нашей семье жила девочка из Ленинграда. Мама одна тянула нас троих и согрела своей добротой и теплотой ещё одну душу.
- Вы поёте, но у вас нет вокального образования?
- Так получилось, что учиться не пришлось. С 16 лет пошла работать, нужно было маме помогать с сестрёнками. Устроилась в регистратуру поликлиники завода им. Баранова. Потом окончила курсы медсестёр и трудилась в туберкулёзном диспансере до пенсии.
- Омичи хорошо знают татаро-башкирский фольклорный ансамбль «Умырзая», который вы основали. Как это получилось?
- Это был конец 1980-х годов, о государственной национальной политике ещё не говорили. Уж и погоняли меня по кабинетам! 5 февраля 1989 года мы впервые собрались в ДК «Строитель» (сейчас это театр «Студия» Л. Ермолаевой»). На встречу пришло около 20 человек, но первый концерт дали уже через месяц. Мы о себе заявили, на наше выступление пришли люди, которые по 20-30 лет не общались друг с другом. Нас очень благодарили.
За 30 лет коллектив побывал с концертами во всех татарских деревнях и сёлах Омской области, выступал на многих городских концертных площадках. Гастроли ансамбля проходили в городах России, Казахстана, Татарстана. Ездили в Китай, выступали в Крыму. Везде показывали самобытность сибирских татар. Не зря ансамбль имеет звание «народный». На всех конкурсах и фестивалях татарского искусства, национальных праздниках занимали первые места. -
А сейчас выступаете?
- Уже возраст, всё-таки 83 года. Тяжеловато, но на мероприятия хожу. На подведении итогов благотворительного сезона меня попросили прийти пообщаться с нынешними добровольцами. Я рада, что их с каждым годом всё больше. Говорю им всегда: всё, что вы отдаёте, к вам вернётся. И здоровьем, и добром, и благополучием, и счастьем в вашей жизни.
Досье
Ляля Алимова. Родилась 26.08.1934 г. в Омске. Работала медсестрой в туберкулёзном диспансере. Основатель и солистка татаро-башкирского фольклорного ансамбля «Умырзая», создатель добровольческой общественной организации «Живи, надежда!» (1999 г.). В 2002 году за добровольческую деятельность награждена дипломом Организации Объединённых Наций, в 2016 году - медалью «300 лет Омску», есть награды от Всемирного конгресса татар за большие заслуги перед татарским народом.
Аргументы и Факты. Наталья Корнеева.